Омская Губерния
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области

Список ОИВ > Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области > Официальные выступления

Тезисы выступления на депутатских слушаниях на тему «О реализации государственной молодежной политики на территории Омской области» по вопросу «Государственная молодежная политика на территории Омской области: состояние, проблемы, перспективы» / 23.03.2017

Тезисы выступления на депутатских слушаниях на тему «О реализации государственной молодежной политики на территории Омской области»

по вопросу «Государственная молодежная политика на территории Омской области: состояние, проблемы, перспективы»

23 марта 2017 года, 15:00 часов,

кабинет № 225,

Законодательного собрания Омской области

Реализация молодежной политики на территории Омской области осуществляется в соответствии с Законом Омской области о государственной молодежной политике (от 13 марта 1996 года № 46-ОЗ).

Государственная молодежная политики представляет собой систему мер, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.

Численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, проживающей на территории Омской области, по состоянию на 1 января 2016 года составляет 426506 человек (21,5% от общей численности населения Омской области).

Государственная молодежная политика затрагивает все наиболее значимые сферы жизни молодых граждан и реализуется на основе активного межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами.

В настоящее время на территории Омской области выстроена система управления процессом реализации государственной молодежной политики.

Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере молодежной политики является Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области.

В ведении Министерства находятся бюджетные учреждения Омской области – Региональный центр по организации и проведению молодежных мероприятий и Центр патриотического воспитания молодежи. Данные учреждения обеспечивают реализацию полномочий Министерства по основным направлениям государственной молодежной политики.

Выстроена система межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти Омской области, участвующими в реализации государственной молодежной политики.

Реализация основных направлений государственной молодежной политики осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти Омской области (Министерством образования Омской области, Министерством культуры Омской области, Министерством труда и социального развития Омской области, Главным управлением внутренней политики Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, Министерством экономики Омской области, Министерство

промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области, Главным управлением информационной политики Омской области).

Постоянными партнерами Министерства в реализации государственной молодежной политики являются образовательные организации высшего образования. Организация и проведение знаковых для региона молодежных мероприятий, обеспечение участия молодежи в окружных и всероссийских форумах возможны благодаря партнерским взаимоотношениям, заинтересованности образовательных организаций.

На постоянной основе организовано взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, действующими на территории Омской области. На сегодняшний день в Омской области в органах юстиции зарегистировано 56 детских и молодежных общественных объединений, существует значительное количество незарегистрированных общественных формирований, работающих с детьми и молодежью. Общая численность молодежи, вовлеченной в мероприятия общественных организаций, составляет более 80 тысяч человек.

Сотрудничество с детскими и молодежными общественными объединениями, действующими на территории Омской области, осуществляется по принципу «социального партнерства».

Постоянными партнерами в реализации молодежных программ и проектов являются региональная молодежная общественная организация «Омский областной студенческий отряд», омская региональная общественная организация «Омская областная лига КВН», Омское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» и другие.

В целях финансовой поддержки деятельности общественных объединений в 2016 году на реализацию социально значимых проектов Главным управлением внутренней политики Омской области выделены субсидии 21 детской и молодежной общественным организациям. Общий объем выделенных средств составил 1 млн. 504,8 тысяч рублей.

Министерством предоставлена поддержка 10 организациям, в размере 300 тысяч рублей.

В 2017 году субсидии в размере 1 млн. рублей на поддержку деятельности детских и молодежных общественных объединений запланированы в бюджете Минспорта Омской области.

Взаимодействие с общественными организациями позволяет объединить организационные и кадровые ресурсы в решении общих задач создания условий для социализации и самореализации молодых граждан.

Особое внимание уделено взаимодействию с муниципальными образованиями в сфере реализации государственной молодежной политики.

В муниципальных районах осуществляют деятельность отраслевые органы в составе администраций муниципальных районов (секторы, отделы, комитеты, управления). Во всех районах действуют муниципальные учреждения – центры по работе с детьми и молодежью. Два учреждения в городе Омске.

В данных учреждениях работает более 700 специалистов. В том числе 590 – в муниципальных районах, 188 – в городе Омске. Это специалисты по работе с молодежью, педагоги – организаторы, психологи, социальные педагоги, тренеры.

Муниципальные органы и учреждения обеспечивают организацию работы с молодежью в рамках основных направлений государственной молодежной политики по месту жительства.

Реализация государственной молодежной политики предполагает выстраивание комплексной системы муниципальных, региональных и федеральных мероприятий по основным направлениям молодежной политики.

Выстраивание такой системы должно обеспечить максимальное вовлечение представителей различных групп молодежи к участию в мероприятиях, содействовать формированию системы продвижения инициативной и талантливой молодежи. Молодые люди, проявившие себя в муниципальных мероприятиях, должны быть приглашены к участию в региональных, окружных и всероссийских мероприятиях.

Министерство уделяет особое внимание выстраиванию системной работы по ключевым направлениям государственной молодежной политики.

В 2016 году на федеральном уровне принят ряд документов способствующих упорядочиванию механизмов формирования единой системы реализации основных направлений государственной молодежной политики.

Приказом Росмолодежи от 13 мая 2016 года (№ 167) утверждены методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику.

Указанные методические рекомендации разработаны с целью формирования единой правовой базы, общих подходов и методов реализации молодежной политики в субъектах.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 марта 2016 года (№ 154) утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 1 – молодежь «Сведения о сфере государственной молодежной политики».

На основе рекомендаций Росмолодежи в рамках совещаний и семинаров с руководителями органов и учреждений сферы молодежной политики, общественных объединений, образовательных организаций определяются приоритетные задачи сферы на ближайшую перспективу, обсуждается «современная повестка» молодежной политики.

Крупные региональные мероприятия предполагают участие молодежи всех муниципальных образований, представителей различных молодежных сообществ.

Организация региональных мероприятия по ключевым направлениям молодежной политики осуществляется в формате «дней единых действий» с участием максимального числа муниципальных образований Омской области.

Внедряются новые технологии в работе с молодежью. Одним из примеров является интеграция с 2016 года в процесс реализации молодежной

политики на всех уровнях автоматизированной информационной системы «Молодежь России».

Система создана с целью автоматизации процессов взаимодействия молодежи с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, принимающими участие в реализации государственной молодежной политики.

Внедрение системы упрощает процессы регистрации на федеральные, окружные, региональные, муниципальные молодежные мероприятия и подачи заявок на конкурсы молодежных проектов, позволяет отследить активность молодежи и общественных организаций, а также отбор и учет молодых людей, принимающих участие в тех или иных мероприятиях.

В каждом учреждении сферы определены специалисты ответственные за работу в АИС «Молодежь России».

Во всех учреждениях определены ответственные за информационное обеспечение деятельности учреждений, размещение информации о деятельности в сфере молодежной политики в аккаунтах социальных сетей.

Особое значение для эффективности государственной молодежной политики имеет уровень профессиональной компетентности специалистов, владение современными формами и методами работы, использование информационных технологий в работе с молодежью.

В целях повышения уровня профессионального мастерства специалистов Министерство организует повышение квалификации специалистов по работе с молодежью по основным направлениям государственной молодежной политики, проводит конкурс профессионального мастерства, конкурса на лучшую организацию работы учреждений сферы молодежной политики.

Данные меры способствуют развитию профессиональных компетенций специалистов сферы молодежной политики, содействуют внедрению современных методов работы с молодежью.

Активным субъектом реализации государственной молодежной политики, а также важнейшим индикатором курса реализуемой молодежной политики выступает сама молодежь.

В целях оценки эффективности реализации государственной молодежной политики с участием всех органов исполнительной власти Омской области (в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 1 ноября 2006 года № 131-п) на постоянной основе осуществляется изучение процессов происходящих в молодежной среде.

Проведение мониторинга позволяет определить отношение молодежи к основным сферам, проблемам и социальным явлениям современного общества, выявить основные тенденции, происходящие в молодежной среде, а также осуществлять прогноз их развития.

В рамках мониторинга в декабре 2016 году Центром гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2 по заказу

Министерства проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 500 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Целью исследования являлось изучение отношения молодежи Омской области в возрасте от 14 до 30 лет к различным аспектам своей жизни.

Анкетирование выявило высокий уровень удовлетворенности молодежи Омской области своей жизнью (61,0%). Вместе с тем проведенное исследование вскрыло ряд проблем в сферах жизнеобеспечения, которые молодые люди считают актуальными для себя. Наибольшую обеспокоенность у представителей молодежи вызывает культурная сфера, которая заняла первое место как в рейтинге проблем; образование (второе место по частоте упоминания); состояние автомобильных дорог (третье место).

Исследованием зафиксирован высокий уровень патриотизма в регионе. Патриотами Российской Федерации назвали себя 71,8% респондентов. Патриотические чувства к своей малой Родине испытывают 60,4% молодых людей.

Наиболее популярными формами проявления социальной активности молодежи по результатам исследования стали: участие в выборах в органы власти (52,2%); участие в мероприятиях по благоустройству (40,6%) и волонтерском движении и различных благотворительных акциях (29,6%).

В ходе проведенного исследования были выявлены приоритеты в выборе жизненных планов и стратегий молодежи Омской области.

По мнению 63,6% представителей молодежи региона, наиболее значимыми для них ценностями является семейная жизнь. Материальное благосостояние как важнейший жизненный ориентир указали 28,0%. Еще 22,2% отметили важность профессиональной деятельности.

В ближайшие 3-5 лет 47,4% молодых людей Омской области планируют улучшить свое материальное положение; 38,8% - получить, продолжить образование; 31,8% - создать семью; 31,4% - найти или сменить работу.

В ходе исследования были выявлены миграционные настроения представителей молодежи Омской области. В ближайшее время уехать в другой регион/страну планируют и заявляют об этом с уверенностью 7,0% участников исследования в целом. Для г. Омска этот показатель составляет 7,5%; для жителей муниципальных районов – 5,6%.

В целом, следует констатировать достаточную стабильность текущей ситуации в молодежной среде Омской области.

Также, одним из показателей результативности реализации государственной молодежной политики является итоговый рейтинг регионов в сфере эффективности реализации молодёжной политики, который ежегодно формируется Федеральным агентством по делам молодежи.

По итогам 2016 года Омская область вошла в ТОП двадцати самых продуктивных регионов России, разделив 14-17-е место с Челябинской, Воронежской областями и республикой Мордовия, набрав в совокупности 71 балл. Среди городов Сибирского федерального округа наш регион оказался в тройке лидеров по эффективности деятельности.

Это свидетельствует о положительных результатах планомерной работы в сфере государственной молодежной политики.

Необходимо отметить, что в ходе проведения оценки деятельности регионов в сфере государственной молодежной политики проводилась оценка состояния и деятельности инфраструктуры, нормативно-правовая база, система коммуникации и взаимодействия, меры грантовой поддержки молодежи, а также активность субъекта в организации региональных мероприятия по ключевым направлениям молодежной политики и участия молодежи субъекта во всероссийских мероприятиях.

2016 год стал результативным для нашего региона.

Продолжена реализация комплекса мер по поддержке движения студенческих отрядов Омской области. В 2016 году трудоустроено 4380 студентов (4100 – 2015 год). По итогам 2016 года Омский областной штаб студенческих отрядов занял 1 место в России по показателям деятельности студотрядов.

Впервые Правительство Омской области стало партнером федеральной программы «Ты – предприниматель» в направлении молодежного предпринимательства. 6,85 млн. рублей направлено на реализацию программы, из них 2 млн. рублей – гранты на открытие собственного дела. Создано 72 субъекта малого и среднего предпринимательства. Обучено – 700 чел. В целом в мероприятиях по поддержке молодежного предпринимательства участвовало 2000 человек. В 2017 году на эти цели планируется направить 5,68 млн. рублей.

В целях патриотического воспитания молодежи с участием общественных объединений организовано 7 Всероссийских акции в формате «Дней единых действий», среди которых «Свеча Памяти», «Георгиевская ленточка» и другие, молодежные исторические квесты, посвященные основным событиям Великой Отечественной войны. Волонтеры Омской области (3 чел.) приняли участие в организации военно-морского парада в городе Севастополе.

С целью формирования молодежных сообществ, поддержки инициатив молодежи, организовано проведение 5 региональных форумов (1,5 участников). Более 100 человек приняли участие в окружных и всероссийских форумах «Таврида», «Территория смыслов на Клязьме» и других, 7 проектов участников получили грантовую поддержку (общий размер грантов составил 1,1 млн. руб.).

В 2017 году запланировано проведение 7 молодежных форумов. Наиболее крупным станет Форум лидеров социально-ориентированных некоммерческих организаций. Форум организован Росмолодежью, Омским государственным техническим университетом и Минспортом Омской области. Он пройдет в Омске 12-13 мая и объединит около 200 представителей молодежных и студенческих НКО Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Продолжено поощрение инициативной и талантливой молодежи. Вручена молодежная премия Губернатора Омской области (6 лауреатов), 4 премии Правительства Омской области для поощрения молодых деятелей науки.

Впервые в Омской области проведен Международный форум молодых лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества, в котором приняли

участие представители 10 государств. Результатом форума стал молодежный проект «Российско-Китайский студенческий бизнес-инкубатор», который будет реализован в 2017 году совместно с Омским государственным педагогическим университетом и Российским союзом молодежи.

В 2016 году на реализацию ГМП привлечены финансовые средства в размере более 15 млн. рублей. В 2017 году из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования привлечено порядка 11 млн. рублей на организацию региональных, межрегиональных и международных молодежных мероприятий.

2017 год также пройдет под эгидой объявленного Президентом Российской Федерации Года экологии.

Также в 2017 году 120 молодых омичей (70 участников и 50 волонтеров) станут участниками самого масштабного события – XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Сочи (октябрь 2017).

Приоритетными задачами государственной молодежной политики на ближайшую перспективу является создание условий для вовлечения молодежи региона в реализацию социально значимых проектов, организация системной работы с молодежью, а также использование потенциала молодежи в целях достижения устойчивого социально-экономического развития региона. Обеспечение максимального вовлечения представителей различных групп молодежи к участию в мероприятиях, формирование системы продвижения инициативной и талантливой молодежи.

Эта работа осуществима при активном межведомственном взаимодействии, участии общественных объединений и организаций, различных сообществ, молодежи в реализации государственной молодежной политики.

версия для печати